Немного лирики и анализа по свежим Болгарским следам

Перейти вниз

Немного лирики и анализа по свежим Болгарским следам Empty Немного лирики и анализа по свежим Болгарским следам

Сообщение  askvortsov в 06.08.08 13:06

Завершилась наша Болгарская эпопея. Много всего произошло - были и победы и досадные ошибки. Многому довелось научиться, многое проанализировать. Пока не выветрилось из памяти по просьбе друзей-пилотов опишу некоторые ошибки и выводы к которым пришел в процессе полетов в Болгарии.

Лично для себя я выделил пять критически важных моментов на которых в той или иной степени накололся сам.


1. Тяга к хождению низами, подвисания.

"Под базу! Повторяю - набираем под базу!
Не позорьте мои седины!"
Н. Шорохов.

"Изживайте маршруты на 8-10 км.
Первый набор над полем - под базу!"
Бетховен.



Пожалуй это важнейшая и, в первую очередь психологическая, проблема, решив которую можно ощутимо улучшить свой результат. Суть ее в том что очень частенько просыпаясь ниже определенной высоты приходится мучительно долго выживать, теряя драгоценное время. На втором и четвертом таске Отморозков огреб эту проблему в полный рост. Сильно отстал от группы, а когда криза все накрыла было уже поздняк метаться.

В принципе от проваливания ниже критической высоты и такого подвисания не застрахован никто, но чаще всего она возникает у чайников(типа меня Wink ) которые еще не изжили до конца желание "ходить низами".

Заметил что основной причиной "хождения низами" выступают небольшой горно-соревновательный опыт(а он у нас у всех очень мал) и надежда на удачу - мол нафик еще набирать, итак уже дофига, с такой то высоты я спереди обязательно что-нибудь найду. Найти-то скорее всего действительно найдешь, да только частенько находишь довольно низко и теряешь очередные полчаса выживая в соплях. А тем временем паровозы более сообразительных пилотов под облаками пролетают над твоей головой. Smile

Кстати бывает сценарий еще хуже. Терпения сидеть в соплях хватает не у всех, в результате пилот бросает свой слабый и непостоянный +0.2, летит дальше, приходит на еще более низкой высоте, опять бросает несформированную соплю, опять переход, пилот еще ниже, ну и "здравствуй земля!" Smile

По себе могу сказать, что "выдавить из себя" желание "ходить низами" довольно непросто - частенько себя ловил на том что даже прекрасно понимая, что надо бы поднабрать еще, все равно тянет рвануть по маршруту (догнать вон ту группу; да ведь погода бомба! и т.п.) Лечится ИМХО горным налетом, как у собачек Павлова - несколько раз обжегся, потом уже пять раз подумаешь прежде чем свалить из потока раньше времени… Smile

Кстати очень хорошо просек этот принцип Дима Черняк. Сейчас у него пожалуй самый большой налет в горах среди нашей тусовки - более ста часов. В полетах, и после анализируя треки на компьютере было видно что Дима стабильно летает верхами, практически без проваливаний и подвисаний. Говоря другими словами - предпочитает летать надежно, там где другие летят "на удачу".

Есть еще одна причина хождения низами - она характерна для пилотов побаивающихся своего крыла и которым некомфортно в воздухе, в результате потоки не добираются до конца, либо бросаются ну и пилота неизбежно тянет к земле. Но это уже из оперы соответствия пилота крылу и погоде.


2. Группа

Группой летать ощутимо проще. Пилоты показывают друг другу потоки. Наборы и переходы происходят более эффективно, т.к. ты всегда видишь где лучше поднимает или наоборот сливает. В итоге группа летит более быстро эффективно и более профессионально.

Пилоты на соревнованиях всегда стремятся летать группами - так летать не только эффективней и проще, но и просто интересней и веселее. Распадаться группа начинает как правило после крайнего ППМ перед финишем, когда народ начинает гонки друг с другом Smile

Надо сказать что большого опыта полета в группах у нас раньше было крайне мало и было довольно большим сюрпризом прочувствовать во всей полноте, что же это такое - летать паравозами. Считаю очень важным этапом развития пилота научиться летать и работать группой.

Первый день многие стартовали поздно, я например летел самостоятельно и лишь ближе к концу прибился к Саше Тесленко на Бум-спорте, и еще кому-то на Аваксе. На финишном глайде я их конечно обогнал Smile но суммарное отставание по маршруту дало о себе знать - на финише был сорок-там-каким-то. Smile На второй день на старте картина поменялась: повсеместно народ обсуждал что нельзя отбиваться от группы и надо стартовать раньше. Склон стал очищаться еще до открытия цилиндра Smile


3. Эффективный набор важнее скорости и хорошего глайда

Данный пункт может кому-то показаться спорным, однако если отбросить из рассмотрения топовые компетишены, то надо сказать что разброс в скоростных характеристиках современных стандартов и перфомансов не настолько высок чтобы компенсировать разницу в способности набирать высоту. Хороший пример слова Саши Орлова:

Некоторое время в этот день мы с Димкой и ещё парой пилотов шли рядом. Правда, я постоянно отставал в наборах - у "Мистика" оказался сложный характер, и в конце концов Димка улетел вперёд.

Саша летает на аппарате классом выше чем Дима Черняк.

Очень большую часть маршрута пилот проводит в наборах. И, например, тот кто умудрился обработать ядро +3, тогда как соседи крутят +1.5 +2, в итоге получает офигенное преимущество по времени, которое никаким скоростными характеристиками аппарата не наверстаешь. В целом если кто-то тебя в потоке обогнал на 150-200 метров - это все равно что он получил фору в пару километров.

Также тот кто лучше выпаривает и находится выше получает офигенное тактическое преимущество. Высота стоит очень дорого. Высота дает гарантированность, дает запас для совершения ошибок, дает возможность больше находиться в зоне подъема - термик обычно кончается сперва у тех кто снизу и они вынуждены идти дальше низами.

Высота позволяет приходить к следующему потоку с большей гарантией - например частенько бывает, что у тех кто ниже тебя на 100 метров потока уже нет или они зависают на 20 минут обрабатывая соплю и дожидаясь фазы, а ты легко и непринужденно набираешь под базу. Такая ситуация встречается гораздо чаще чем может показаться с первого взгляда.


4. Суета и спешка

Поспешишь - соседей пилотов насмешишь... Нда, было дело пару раз.

Крайний таск Отморозков, был с группой, был под базой и вдруг приходит гениальная мысль - да вон на тех горах слева такие офигенные тучки, да я там под облачками по хайвею к следующему ППМу легко выйду! Ломанулся. По пути одолели сомнения, скорее всего дойду туда слишком низко. Собрался назад. Или все таки дойду? Результат: отстал от группы, шел в зоне нисходняков, провалился к идущим низами пилотам, низами же ломанулся с ними на Калофер. Понял что не дотягиваю до следующей посадки, развернулся назад и приземлился. Матерился на чем свет стоит - уж лучше бы все-таки шел к горам.

Крайний таск Опен Раша. Открывают окно. Толпа стартует. В спешке собираюсь, дергаю аппарат - жжжж... приехали! Обрыв двух строп верхнего яруса на клевантах. Следующие 40 минут ищу стропы и вяжу узелки. Старт уже пустой. Наблюдаю как рой из полторы сотен аппаратов висит возле стартового цилиндра. Про себя тихо матерюсь.

Ну все, наконец-то ремонт закончен - быстрее стартую. В спешке забыл включить приборы. В небе почти один. Как-то обрабатываю стартовый поток, естественно не до базы, и ломлюсь за толпой. Перед крайним ППМ заканчивается основной хребет и начинаются небольшие отроги. Вижу что впереди толпа как в муравейнике елозит низами по этим отрогам. Не внял - обдумывать некогда. Не добрав высоты ломлюсь к толпе. И, опаньки! Приехали!

Народ массово садится, низами дует сильный встречный ветер, обработать потоки внизу очень сложно - сплошная рвань! Боролся долго, но пришел к ППМу уже слишком низко. Как говорится комментарии излишни...



5. Хайвэй

Складывается ощущение что у компетишенов он бывает гораздо чаще чем у простых смертных Smile Пробовал разок лететь по прямой за Колей Шороховым... Короче он ушел вперед и вверх, а я, чтобы не рисковать, вовремя образумился и стал обрабатывать поток рискуя в противном случае просыпаться ниже критической высоты.

И все таки хайвэй бывает! Smile Первый день Отморозков, финишный глайд с крайнего ППМ более 10 км вдоль гор. Саша Тесленко не удержался - "Ну не могу я пропустить пятерошные потоки!". Я без обработки термиков пришел на финиш набрав еще 200 метров по пути. Саша Тесленко отстал минут на 10.

Важно научиться определять хайвэй. Для меня такими признаками являются либо улица облаков, когда идешь верхами, либо освещенный солнцем хребет в самый разгар дня. К чести организаторов, они не стали упрощать жизнь спортсменам и далее уже шли таски с ППМами в долине Smile А жаль, мне понравилось Smile


ЭПИЛОГ

- Николай, все-таки, что нужно чтобы избегать таких детских ошибок?
- Совсем обойти нельзя - все через них проходим. Главное анализ, - немного подумав добавил: да и налет нужен.

Тут поднял голову заметно на веселее Саша Иванов и изрек:

Чтобы небо любить,
Чтобы летчиком стать,
Надо меньше #$здеть,
Надо больше летать!


Последний раз редактировалось: askvortsov (06.08.08 16:44), всего редактировалось 1 раз(а)
askvortsov
askvortsov
Fly XC!

Мужчина Количество сообщений : 1443
Город : СФО
Дата регистрации : 2008-02-25

Вернуться к началу Перейти вниз

Немного лирики и анализа по свежим Болгарским следам Empty Re: Немного лирики и анализа по свежим Болгарским следам

Сообщение  Чорный в 06.08.08 15:37

Чтобы небо любить,
Чтобы летчиком стать,
Надо меньше #$здеть,
Надо больше летать!
Подпишусь под каждым словом Smile
Мои пять копеек. Перед стартом проверяйте мат. часть, особенно если у вас что то поменялось в оборудовании. Из-за предстартовой суеты у меня были постоянно накладки. Пример - второй день отморозков: новый кокон , перекинул из старого кокпита приборы в новый , но забыл в нем рацию . Как результат обманулся со стоп таском , посмотрев на пилота скручивающего на ушах . В итоге мы с Витей Новиковым бросили хорошие +2.5 и пошли на посадку глянув друг на друга . В итоге на земле было 6 куполов :!: , у которых были те или иные проблемы со связью .
Следующий день , забываю после старта включить все приборы ?! Пришлось обрабатывать поток как попало одной рукой , пока другой пытался включать и это в стартовой сутолоке из десятков куполов в воздухе, что само по себе не безопасно.
И наконец апофигей. Первый день Russian Open - пытаюсь затолкать 8л балласта под сидушку ( в последствии разобрались, что место, принятое за карман под балласт им не являлось) он туда полностью не залезает . В итоге пока я одевался и раскладывался он выпадает из под сиденья и сползает вниз в коконе, при этом он отделен от ног полом. Как результат первая неудачная попытка старта, запнулся и потерял 20 минут и мало того , посчитав , что сам виноват стартовал в таком положении и обнаружил проблемы только в воздухе.
В итоге развесовка нарушена и я лечу практически стоя в коконе. Пытаясь безуспешно вытащить балласт из подвески просыпался пости до 100 метров над посадкой - а стартовый паровоз давно ушел. Поняв бесперспективность этих попыток , чудом выкрутил и так и летел весь таск : смешно со стороны и страшно неудобно в полете. В итоге - слабый день, перегруз 10 кг и полет по стойке смирно, как ни странно, сказались на результате Cool .
Выводы:
Новое оборудование лучше облетывать и подгонять в спокойной обстановке (правда у меня так вышло не по моей вине - задержали подвеску ).
Перед стартом иметь четкую процедуру проверки и не суетиться - лучше лишние 5 минут потратить на земле.

По поводу тактики полетов: народ шныряет низами обычно не от хорошей жизни, а в результате просчетов. Обычная ошибка - попытка угнаться за лидерами. Надо отдавать себе отчет в своем мастерстве и крыле. Ну и терпеть , не гнать Smile

Чорный
Пилот

Мужчина Количество сообщений : 131
Дата регистрации : 2008-04-01

Вернуться к началу Перейти вниз

Немного лирики и анализа по свежим Болгарским следам Empty Re: Немного лирики и анализа по свежим Болгарским следам

Сообщение  askvortsov в 06.08.08 16:49

ant пишет:чудом выкрутил и так и летел весь таск : смешно со стороны и страшно неудобно в полете. В итоге - слабый день, перегруз 10 кг и полет по стойке смирно, как ни странно, сказались на результате Cool.

А по земле тем временем ползли слухи про безумного русского компетитора, который стоя в коконе рассекал НАТОвские воздушные просторы... Laughing Laughing Laughing
askvortsov
askvortsov
Fly XC!

Мужчина Количество сообщений : 1443
Город : СФО
Дата регистрации : 2008-02-25

Вернуться к началу Перейти вниз

Немного лирики и анализа по свежим Болгарским следам Empty Re: Немного лирики и анализа по свежим Болгарским следам

Сообщение  Nikolai в 06.08.08 16:51

Сань, Большой Респект!
То чем ты делишься через инет, и вживую стоит разбора полётов на каких-нибудь курсах, которые очень не дёшевы... Это, по большей, части мысли , зревшие в голофе у многих уже давно, -- но, ты их оформил. Очень полезно делать именно публичные разборы, иначе -- варишься в "собственном соку"
Понятно почему многие наши топ-лидеры не озвучивают секреты своего мастерства бесплатно--они их заработали своим потом, кровью и адреналином, стекающим по ногам...
Здесь даром. Сеньк!

З.Ы. Во подмахнул! Smile
Nikolai
Nikolai
Пилот

Мужчина Количество сообщений : 21
Возраст : 48
Город : Томск
Дата регистрации : 2008-04-25

Вернуться к началу Перейти вниз

Немного лирики и анализа по свежим Болгарским следам Empty Re: Немного лирики и анализа по свежим Болгарским следам

Сообщение  Терминатор в 06.08.08 22:10

Ну, тогда и от меня несколько нюансов:
Первый таск Отморозков оказался очень лёгким, не считая слабой турбулы над стартом. Летелось очень спокойно. Но надо бы побыстрее!.. И на второй день, выбрав базу, ломанулся по маршруту. Странно - первый паравоз дружно поворачивает и чешет на Сопот. Я же, как минимум, на 300м выше, да и впереди пара крыльев. Вобщем, стадное чувство не сработало и я на половине акселя влетел в цилиндр раньше времени. :oops: В результате - баранка за день всем троим. Просто раньше особо не задумывался об этом параметре, т.к. стартовал гарантированно позже. Мораль: не допускайте фальстарта.
1-й таск Russian Open. Никогда не ем всякие там бананы, особенно перед полётом, а тут решил сожрать лысый персик. И хоть полёт длился чуть больше часа ... И если Черняка в похожей ситуации мог выручить обычный памперс, то мне он вряд ли бы помог. В результате Скворцов, с которым вместе летели, пошёл на долёт и пролетел ещё 9км. А меня в чистом поле ... далеко было видать. Crying or Very sad
2-й таск Russian Open: стартую во втором паравозе. Дружно барражируем на границе стартового цилиндра с радиусом 16км от первого ППМ. Ирина объявляет: "Господа пилоты, стартовый цилиндр открыт!" (вот бы так и на Отморозках) На GPS 15,9. Отхожу против ветра на 16,1 с запасом. Сзади любуюсь красивым зрелищем как около сотни парапланов несутся к ППМ. Расстояние и разница в высоте увеличиваются. Пару раз пытаюсь подкрутить, но результат слабый. Тем временем лидеры уже выкручивают куда-то в стратосферу. Каков поточище! Надо успеть.Оптимизирую глиссаду. а в голове крутится: "Ведь это наши горы! Они помогут нам!" Но, подлетая ближе, вижу, что у ППМ уже умерло с десяток крыльев. А иде же поток? Прижимаюсь к горкам, обдумывая ситуацию. Рядом елозит Командор. Ветер слегка турбулит от отрогов, воэьму пока ППМ, кстати там взгорочек...
И только вернувшись обратно к горам, я понял свою тактическую ошибку: долина здесь сужается и оканчивается горкой с лысым выгоревшим восточным склоном в двух км за ППМ. Так вот откуда ушли в стратосферу лидеры! :scratch: Сообрази я это сразу - день был бы гораздо удачней.
Несколько фото:Немного лирики и анализа по свежим Болгарским следам 1-prevНемного лирики и анализа по свежим Болгарским следам 1-prevНемного лирики и анализа по свежим Болгарским следам 1-prevНемного лирики и анализа по свежим Болгарским следам 1-prevНемного лирики и анализа по свежим Болгарским следам 1-prevНемного лирики и анализа по свежим Болгарским следам 1-prevНемного лирики и анализа по свежим Болгарским следам 1-prevНемного лирики и анализа по свежим Болгарским следам 1-prevНемного лирики и анализа по свежим Болгарским следам 1-prevНемного лирики и анализа по свежим Болгарским следам 1-prevНемного лирики и анализа по свежим Болгарским следам 1-prevНемного лирики и анализа по свежим Болгарским следам 1-prevНемного лирики и анализа по свежим Болгарским следам 1-prevНемного лирики и анализа по свежим Болгарским следам 1-prevНемного лирики и анализа по свежим Болгарским следам 1-prevНемного лирики и анализа по свежим Болгарским следам 1-prevНемного лирики и анализа по свежим Болгарским следам 1-prevНемного лирики и анализа по свежим Болгарским следам 1-prevНемного лирики и анализа по свежим Болгарским следам 1-prevНемного лирики и анализа по свежим Болгарским следам 1-prevНемного лирики и анализа по свежим Болгарским следам 1-prevНемного лирики и анализа по свежим Болгарским следам 1-prev

_________________
Меня засосала парапланерная трясина,
А жизнь без полётов - не моя.
Терминатор
Терминатор
Мне лучше гордое - ПИЛОТ!

Мужчина Количество сообщений : 671
Город : г.Новосибирск
Дата регистрации : 2008-02-25

Вернуться к началу Перейти вниз

Немного лирики и анализа по свежим Болгарским следам Empty Re: Немного лирики и анализа по свежим Болгарским следам

Сообщение  askvortsov в 06.08.08 23:05

Nikolai пишет:Сань, Большой Респект!
З.Ы. Во подмахнул! Smile

Коля, велкам! Smile Кстати, Коль, девушки в Болгарии ничуть не поменялись... Wink
askvortsov
askvortsov
Fly XC!

Мужчина Количество сообщений : 1443
Город : СФО
Дата регистрации : 2008-02-25

Вернуться к началу Перейти вниз

Немного лирики и анализа по свежим Болгарским следам Empty Re: Немного лирики и анализа по свежим Болгарским следам

Сообщение  askvortsov в 06.08.08 23:06

О, Саня, удачная фотка! Это кажется Калофер? Памятник пилоту просыпавшемуся у этого ППМ. Муки и стенания этого бедолаги были запечатлены в камне неизвестным мастером:

Немного лирики и анализа по свежим Болгарским следам 1-web

Laughing Laughing Laughing
askvortsov
askvortsov
Fly XC!

Мужчина Количество сообщений : 1443
Город : СФО
Дата регистрации : 2008-02-25

Вернуться к началу Перейти вниз

Немного лирики и анализа по свежим Болгарским следам Empty Re: Немного лирики и анализа по свежим Болгарским следам

Сообщение  Спонсируемый контент


Спонсируемый контент


Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения